Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 00:42

МОУ "Лицей №1"

Меню сайта
Форма входа
Поиск

Выступления

Методика организации исследовательской деятельности учащихся на уроках

Исследовательская деятельность учащихся  - необходимый компонент школьного образования. При сравнении с традиционным объяснительно – иллюстративным подходом эффективность исследовательского метода очевидна, поскольку ученик не только запоминает и воспроизводит знания, полученные от учителя, но и получает представления о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельной работы мысли.

Заниматься исследовательской деятельностью способен любой пытливый ученик, получая при этом удовольствие от самостоятельного поиска и испытывая радость открытия.

Загадка. Поиск. Открытие… Завораживающие слова для каждого человека.

Одним из условий, позволяющих воспитать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся добровольность участия в поисковой деятельности, доступность материала, чувство удивления        и желания принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Иногда организовать поисковый процесс бывает очень просто, достаточно спросить неожиданную вещь. Например, изучая в 5 классе роман Даниэля Дефо, поинтересоваться, кто напугал в тёмной пещере протяжным и долгим вздохом. Робинзона Крузо. Те, кто не читал роман, начинают читать и искать ответ. Конечно, исследовательской работой это не назовёшь. Но, найдя неожиданный ответ, ребёнок испытывает чувство радости самостоятельно найденной отгадки.

Исследование на уроках помогает плодотворно освоить большой и сложный материал и в  старших классах.

Существует проблема, как дать ребятам тему «Лирические отступления в романе «Евгений Онегин». Материал большой, рассказывать о лирических отступлениях можно долго. Только нужно ли? Можно пойти путём открытий.

В романе 8 глав, ребята разделились на 8 групп и получили задание: найти лирические отступления в каждой главе, внимательно перечитать их, посчитать, определить тематику, средства выразительности, при этом в каждой группе работает статист, который ведёт подсчёт, сколько раз Пушкин использует олицетворение, эпитеты, метафоры. Затем на доске делается таблица, где каждая группа отражает результаты своего поиска.

Оказывается, максимальное количество лирических отступлений в первой и последней главе. Чем динамичнее сюжет, тем лирических отступлений меньше. Делается вывод, что Пушкин тяготеет к эпитету и метафоре. Проанализировав тематику отступлений, ребята приходят к выводу, что В.Г.Белинский был прав, когда назвал роман «энциклопедией русской жизни», потому что  в отступлениях они нашли всё, чем живёт человек.

В настоящее время перед педагогической практикой ставится задача поиска и применения наиболее эффективных методов обучения, позволяющих заниматься исследовательской работой  как на уроках, так и  во внеурочное время. Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», групповой поиск, а также методика творческих задач в ролевых группах) способствуют развитию исследования.




Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения.

 

 

В центре образовательного процесса ныне оказывается личность как целостная система интеллектуальных психофизиологических, нравственных, социально-коммуникативных качеств. Целью образования является сегодня воспитание внутренне свободного, активно творческого человека с проектно- ориентированным интеллектом, способного к самоосуществлению в культуре и социуме, к позитивному взаимодействию с иными людьми и культурами.

Эта мысль проходит нитью через текст Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой.

Поэтому роль школы чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества имеет чрезвычайное значение.

Выпускник должен обладать качествами личности:

- гибко адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно уметь приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены;

-грамотно работать с информацией;

-быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща.

Поэтому – одним из главных направлений развития образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования,  котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание – была бы ведущей в тандеме учитель – ученик.

Образовательный процесс будет носить личностно-ориентированный и развивающий характер в том случае, если:

- педагогом будет создана в каждом классном коллективе развивающая личностно-ориентированная образовательная среда;

-основополагающими условиями функционирования проектируемой образовательной среды станут а) проблемный и интегративный подходы к определению предметного содержания той или иной дисциплины; б) диалогические формы образовательной среды.

В системе личностно-ориентированного обучения учитель и ученик выступают как равноправные партнёры, носители разного, но необходимого опыта. Профессиональная позиция учителя состоит в том, чтобы уважительно относиться к любому высказыванию ученика. Педагог должен продумать не только то, какой материал сообщить, но предугадать, что из этого материала имеется в субъективном опыте учащихся. При этом обсуждать детские «версии» не в жёстко оценочной ситуации, а в равномерном диалоге, обобщать эти версии.

В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются, не боясь ошибиться в своих вариантах.

Нужно знать психофизические особенности учащихся.

Также надо отметить характеристики личностно-ориентированного взаимодействия:

-бережное отношение к ребёнку по принципу «не навреди». Принципиально важна вера в силы ученика;

-создание среды;

-ориентация учащихся и учителей на самоизменение.

Технологические аспекты.

Договор:

-учитель и ученик договариваются об открытости, о необходимости узнавания друг друга;

-научить учащегося видеть свои ошибки и искать средства, позволяющие устранить их и предупредить их повторение.

Диалог.

Организация диспутов и дискуссий и т.д.

Создание ситуации успеха. Необходимо, чтобы на результативном этапе ученик испытал успех, радость от выполнения задания. Он должен знать, что с заданием справился. В данной ситуации не столько важно, с заданием какой сложности справился учащийся. Главное – создать уверенность в себе, поверить в возможность успеха.

Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания. Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Праздники России
Архив записей
Наш опрос
Как Вы относитесь к единой школьной форме?
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лицей №1 © 2024
г. Чистополь