Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 06:30

МОУ "Лицей №1"

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [5]
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Исследовательская деятельность учащихся в условиях профильной школы. Сахарова Татьяная Евгеньевна

Исследовательская деятельность учащихся

в условиях профильной школы.

Давно известна истина «Школа и общество – два сообщающихся сосуда». Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, ко­нечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятель­ности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую оче­редь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Наш лицей является школой, в которой одним из ключевых направлений деятельности является построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Формирование одаренности предполагает приобщение к исследовательской деятельности. Важнейшим инструментом формирования исследовательской деятельности становится исследовательский метод обучения.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:  постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Это норма проведения исследовательской деятельности. Главным смыслом в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в большой науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

 

Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

1.     во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах;

2.     в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

3.     в актуализации внутрипредметных, межпредметных связей;

4.     в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

5.     в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются общедидактические приемы:

·        прием сопоставления изучаемого факта, явления с уже известным объектом;

·        прием доказательства требует анализа явления и установления причинно-следственных связей;

·        прием обобщения, сравнения и конкретизации известных фактов, явлений, построение рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод;

·        выдвижение гипотез;

·        перенос знаний в новую ситуацию;

·        планирование исследования;

·        оформление результатов проведенного исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария).

Творчески работающие педагоги лицея успешно применяют этот подход. Они учат детей добывать самостоятельно знания в ходе творческого исследовательского поиска, для чего на большинстве уроков физики, химии, биологии, которые в лицее изучаются на профильном уровне, практикуют фронтальный эксперимент, лабораторные работы, практикумы, дифференцированные контрольные работы, групповые исследовательские задания, проекты и их защиту. Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, побуждающие ученика задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов товарищей, сочинений и других работ.

Методически верно поступает учитель, часто создающий в обучении ситуации, когда от школьника требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования.

Дидактически оправдано побуждение учащихся к нескольким способам решения поставленной задачи, вопроса; к обмену информацией между учащимися; к самопроверке, анализу и оценке собственных познавательных и практических работ.

В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разных источников, обобщить факты, делать выводы. При выполнении таких заданий учащиеся объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения, определяют направления дальнейшего изучения проблемы; высказывают и обосновывают предположения о возможном развитии процесса или явления.

Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Методические рекомендации.

При организации обучения с применением исследовательского подхода рекомендуется изучать материал крупным блоком. Школьники при этом запоминают не отдельные параграфы или статьи из текста учебника, а целостно воспринимают тему.

Во-вторых, обязательным является органическое сочетание различных организационных форм обучения. Наряду с уроком в традиционном его понимании необходимо применять уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-консультации, практикумы, собеседования, дискуссии, экскурсии. Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.

Действенной формой в работе с учащимися являются семинарские занятия. Семинары необходимы для конкретизации и углубленного изучения основных положений темы, выдвинутых на вводной лекции. Решению межпредметных и межцикловых проблем способствуют комплексные семинары. Тема комплексного семинара определяется учителями нескольких предметов при дидактическом анализе тем, изучаемых с применением исследовательского подхода.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме в лицее стали следующие формы научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеучебное время:

  • НОУ учащихся;
  • ежегодная научно-практическая конференция «День защиты проекта»;
  • конкурсы, олимпиады,
  • творческая мастерская «Цель творчества – самоотдача».
 

Этапы

 реализации ученической исследовательской деятельности в лицее.

 

Этап 1. Выявление педагогами учащихся, желающих заниматься исследовательской работой в интересующей их области.

Работа с психологом. Диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, необходимых для успешной исследовательской работы. Анализ полученных результатов.

Вся работа на первом этапе преследует цель ориентации ребенка на успех.

 

Этап 2. Выбор тем, определение проблем, постановка задач. Определение научных результатов.

 

Этап 3. Индивидуальная работа педагогов с учащимися-исследователями. Сбор материала, работа в библиотеках, архиве, музеях, лабораториях. Консультации научных руководителей.

 

Этап 4. Оформление учащимися выполненных исследований, работа на компьютере в кабинете информатики в лицее.

Рецензии научных руководителей.

Этап 5. Итог исследовательской работы. Ежегодная научно-практическая конференция в лицее.

Этап 6. Городская научно-практическая конференция. Участие в республиканских и российских конкурсах и конференциях.

 

Об успешности работы по данному направлению свидетельствуют результаты.

Научно-исследовательская работа учащихся требует создания и использования специальной среды, базы. Без социального партнерства она сегодня просто немыслима. Между лицеем и вузами, музеями г.Чистополя заключены договора о социальном партнерстве, согласно которым предоставлялась база вузов и музеев, выделялись руководители – преподаватели вузов, научные сотрудники. Например, благодаря социальному партнерству лицея и Мемориального музея Б.Пастернака, используя материалы музея, учениками лицея были написаны научные работы под руководством научного сотрудника музея Л.С.Волковой на темы «Фотография – зримый образ истории. Обороты бланков фотографий», «Выгода на миг, доброе имя навек». Чистопольские купцы-благотворители», «Не казнь, но мысль. Но слово…». Дело Фрола Рогожина»,  «Однофамилица американского президента». Работы были отмечены на Всероссийском открытом конкурсе «Первые шаги-2007» Дипломом лауреата, медалью «Эвариста Галуа»; Дипломом лауреата на Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Национ

Категория: Мои статьи | Добавил: aca2902 (05.05.2010)
Просмотров: 1472 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 GowCololozy  
0
да, что-то на подобии этого

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
Праздники России
Наш опрос
Как Вы относитесь к единой школьной форме?
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лицей №1 © 2024
г. Чистополь