ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. ПОЗМОГОВА О.Н. г. Чистополь, МОУ «Лицей №1»
ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
ПОЗМОГОВА О.Н.
г.
Чистополь, МОУ «Лицей №1»
Под
межкультурной коммуникацией понимаетсяобщение и взаимодействие людей - представителей различных культур.
Миграция народов, вызванная социально-политическими и
экономическими изменениями в мировом сообществе, нередко приводит к конфликту
культур. Важным условием эффективности научно-технического прогресса и
миротворчества являются взаимопонимание и диалог культур.
Межкультурная коммуникация являетсяадекватным взаимопониманием двух участников
коммуникативного акта, принадлежащих к разным культурам. Язык при этом
выступает средством материализации концепта в коммуникативных целях. Язык как
зеркало культуры отражает не только реальный мир, окружающий человека, но и
менталитетнарода.
Язык хранит культурные ценности - в лексике и
грамматике, в идиомах, пословицах и поговорках, в фольклоре, художественной и
научной литературе. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и
национальные особенности страны изучаемого языка. В силу этих особенностей язык
является, с одной стороны, интегрирующим фактором, объединяющим народ. Однако,
с другой стороны, в процессе межкультурного общения может произойти неполное
взаимопонимание, нарушение коммуникации и даже конфликту культур.Перед
учителем иностранного языка стоит важная задача предотвращения конфликтов
культур через исследование и толкование иноязычной культур и развитие
толерантного отношения обучающихся к проявлениям иной культуры в условиях
межкультурной коммуникации.
Эффективным средством формирования развитиямежультурной компетентности учащихся является
использование аутентичных материалов, элементов национальной культуры и личный
коммуникативный опыт в процессе обучения межкультурному общению.Изучаем истоки
многонациональной американской и британской нации через стихи,песни, прозу.Сравнение двух культур
позволяет формировать толерантное отношение к партнерам по коммуникации. Знание
истоков облегчает понимание традиционных американских и британских
ценностей.Вот некоторые простые советы для учащихся, чтобы помочь им улучшить
взаимопонимание с представителями других народов:
·Попытайтесь не задать двойные вопросы, такие как, "Вы
хотите продолжить, или мы остановимся здесь?” Позвольте своему слушателю
ответить сначала на один вопрос.
·Избегайте
отрицательных вопросов. Многонедоразумений в общении вызваны при помощи отрицательных вопросов и
ответов. На английском языке мы отвечаем 'да', если ответ является
утвердительным и "нет", если это отрицательно. В других культурах
'да' или "нет" могут только указывать, прав ли корреспондент или
неправ. Например, ответ "Разве вы не знаете?” ответ 'да', может иметь значение
‘да, я не знаю.’
·Говорите по
очереди. Сначала выслушайте собеседника, а потом отвечайте.
·Если Вы не уверены, что поняли правильно, записывайте
это и переспрашивайте и уточняйте. Это может быть полезно, при использовании
больших чисел. Например, миллиард в США 1,000,000,000,000, в то время как в
Великобритании это 1 000 000 000.
·Будьте благосклонны и терпеливы. Эффективная взаимная
культурная коммуникация состоит в том, чтобы поддержать собеседника со слабым
знанием английского языка, вселить в него доверие к Вам.
·Убедитесь, что собеседник правильно вас понял.
·Будьте активным
слушателем. Суммируйте то, что было сказано, чтобы проверить правильное
понимание вами услышанного. Это очень эффективный способ установления взаимной
культурной коммуникации.
·Избегайте сленга.
·Придерживайтесь этикета. У многих культур есть
определенный этикет общения. Кто бы ни вы ни были, независимо от того, что вы
делаете, если вы взаимодействуете с людьми от других культур, вы должны знать
кое-что о них.
·Приветствия в
ряде стран имеют национальную окраску. Рукопожатия - основная форма
приветствия. Но в некоторых странах не принято пожимать руку женщинам, а потому
подождите, пока женщина сама протянет вам руку. Во Франции и странах
Средиземноморья распространены поцелуи в щеку, в Латинской Америке - объятия.
Две прижатые друг к другу перед грудью ладони - индийское национальное
приветствие.
·Об
отношении к людям другого возраста. Везде надо проявлять уважение к старшим.
Именно они должны первыми начать разговор. Когда старшие по возрасту люди
входят в помещение, вставайте.
·Общий
совет при принятии незнакомой пищи - ешьте то, что вам предлагают, и не
спрашивайте, что это такое.
·Во
многих странах на жизнь оказывает влияние религия - на распорядок дня и рабочие
месяцы и дни. Узнайте побольше о религии данной страны, но не вступайте в
дискуссии на такие темы. Знайте и помните, что буддийские образы священны:
нельзя наступать на порог в Таиланде - под ним обитают добрые духи; никогда не
отвлекайте человека, обращенного лицом к Мекке; без разрешения не фотографируйте
и не трогайте руками религиозные атрибуты.
·Остерегайтесь
использовать привычные вам жесты, скажем `V` (знак победы). В других странах
они могут иметь совсем иное, не всегда приличное, значение.