Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 05:30

МОУ "Лицей №1"

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [5]
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. ЛЮБИМОВА И.В. г. Чистополь, МОУ «Лицей №1»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

 

ЛЮБИМОВА И.В.

г. Чистополь, МОУ «Лицей №1»

 

Как добиться результативности? Учитывая специфику 5 класса как переходного от начального к среднему звену школы, важно заложить основы прочных умений и навыков не только орфографических и пунктуальных, но и речевых. Учитывая возраст пятиклассников, включаю в материалы уроков задания с элементами занимательности («Собери рассыпавшийся текст», «Восстанови стихотворение», «Допиши две строки» и другие); отгадывание загадок, проговаривание скороговорок; провожу игры-викторины, игры-соревнования; работаем в «Творческой мастерской», глее основное внимание уделяется творческой работе обучающихся, как при написании сочинений, так и при создании творческих и монопроектов на грамматические темы, что делает урок эмоциональным и интересным.

       Главная задача уроков развития речи - формирование основных речевых умений, необходимых учащимся для создания любого высказывания на определённую тему.

       Так на уроке «Основная мысль текста» формирую умения не только определить идею, основную мысль текста, но и учу различать тему и основную мысль. Для этого подбираю соответствующие высказывания и тексты.

          Как показывает практика, в старших классах больше внимания приходится уделять обучению написания сочинений самых разных жанров. Несмотря на то, что пишут и сочиняют ученики много, наступает такой момент, когда сочинение для них становится тем рубиконом, который надо перейти, так как выпускное сочинение в форме ЕГЭ - это серьезное испытание, к которому ученики должны быть готовы. Так что волей - неволей приходится планировать свою работу. Учитывая и тот факт, что аттестационное испытание (за курс полной средней школы) питомцу предстоит пройти в форме сочинения. И чем раньше поставишь перед собой задачу научить писать сочинения разных жанров, тем интереснее и продуктивнее будет работа.                   

        Ведущими жанрами сочинений в старших классах становятся жанры эссе, сочинения-рассуждения, рецензии и другие. Основной учебной целью с 7-го класса становится обучение собственной интерпретации, т.е. выработки собственного отношения к прочитанному, что позволяет ученику с наибольшей полнотой и раскрепощенностью раскрыть себя, где он в большей степени свободен в самовыражении. Когда ученик пытается понять смысл прочитанного, а это возможно только в процессе неоднократного перечитывания художественного текста. Готовясь к творческой работе, важно воспитать у ученика привычку к перечитыванию особого рода - не с целю возродить впечатления, возникшие при первом чтении, а с целью проверить их правильность, адекватность авторскому замыслу. «Проверка» проходит в ходе анализа художественного текста, её результат - создание собственной интерпретации произведения. И чтобы это открытие состоялось, необходимо показать обучающимся неисчерпаемость художественного текста, а это возможно лишь через активное читательское осмысление его проблематики, которую ученик не должен воспринимать как некую данность, он должен вступать в разговор с писателем, и творческая работа представляет для этого самые широкие возможности. Умение вести этот диалог - высшее читательское умение, которое призвано сформировать уроки освоения творческой работы как жанра речевого высказывания.

         От обучающих, коррекционных уроков переходим к творчеству учащихся через проектную, исследовательскую деятельность. Применение метода проектов с использованием ИКТ имеет большие преимущества:

·                                      является способом дифференциации обучения, когда учащиеся, начиная с посильных проблем, развивают свои интеллектуальные умения, овладевают способами решения исследовательских задач;

·                                      создают возможность построения каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения, способствуют формированию компьютерной грамотности ученика, информационной культуры в целом;

·                                      развивает творческие возможности учащихся;

·                                       способствует успешной социализации выпускников с помощью создания адекватной информационной среды.

      На подготовительном этапе проектной деятельности при планировании обучения на год (и с 5 по 11 классы) выделяю несколько тем, которые выносятся на проектирование. Это темы по русскому языку, связанные с изучением разделов «Морфология», «Синтаксис» и по литературе в разрезе «Творческой мастерской», обеспечивающие реализацию обязателного минимума и дающие возможность аналитической, творческой деятельности обучающихся, совершенствующие связную речь учащихся в работе с текстами разных стилей и жанров.

         При подготовке К ЕГЭ в старших классах помогает такая форма как урок-семинар. Семинарские занятия дают возможность реализации таких качеств, как самостоятельность, ответственность за выбранное дело, требуют достаточно продолжительной, трудной и творческой работы, выполненной дома и на предыдущих уроках, способствуют отбору содержания материала, осмысленно готовят обучающихся к решению задач при выполнении задания уровня «С».

        Семинары аккумулируют умения учащихся, приобретенные ими с 5-х классов: умение полноценно воспринимать художественное произведение, работать с книгой (критической, научно-популярной, публицистической, справочной, использование ресурсов сети Интернет), умение владеть монологической и диалогической речью. создавать устные и письменные сочинения, участвовать в обсуждении проблемы, что выводит ученика к обобщению и систематизации знаний, а значит, дает хороший результат при сдаче ЕГЭ.

       Использование ИКТ - необходимое условие достижения нового качества результативности не только в Интернет-фестивалях, конкурсах разного уровня, но и в процессе обучения предмету, при подготовке к ЕГЭ. Использование современных форм контроля (КИМов, тестов) позволяет отслеживать уровень усвоения учебного материала, выявлять пробелы в знаниях, оперативно реагировать на возникающие трудности. Поэтому кроме тематического контроля, зачетной системы, ввела с 5-ого по 11 класс специальные тетради «По следам своих ошибок», в которых дети под руководством учителя, учеников-консультантов в парной, групповой или индивидуальной работе совершенствуют свою грамотность. В этих тетрадях отведены специальные страницы по отрабатыванию грамматических, речевых, логических ошибок.

      Позитивную роль в этот процесс подготовки к ЕГЭ (задание уровня «С») вносят музейно-педагогические программы. Такими программами являются: программа для учащихся 11-ых классов «Серебряный век русской поэзии» (Страницы жизни и творчества поэтов «серебряного века»); авторская программа «Живая повесть на обрывках дней ... » (Отдельные страницы жизни и творчества Б.Л. Пастернака).

        Музейные уроки выступают не как иллюстрация к полученным знаниям, а как непосредственный источник знаний, стимулирующий познавательные интересы учащихся, способствующие всестороннему развитию и самостоятельному поиску информации. Таким стимулом в самостоятельной и творческой работе учащихся стал литературный вечер «И дольше века длится день, или воспоминания современников о Б.Л. Пастернаке»,    посвященный дню рождения поэта (февраль, 2006 год); урок-композиция «Образ женщины в судьбе и поэзии Б. Л. Пастернака» (Судьба трех женщин в жизни поэта: Е.В. Лурье, З.Н. Еремееева-Нейгауз, О.В. Ивинской - 2007 год).

Процесс социализации личности через музей и сеть Интернет - эффективная форма, требующая не механического усвоения материала, а творческой его переработки. Это становится возможным через саморазвитие, развитие исторического сознания, формирование воображения и фантазии, способности к творческой деятельности.

Наиболее эффективный способ развития коммуникативных способностей обучающихся ­проектная и исследовательская деятельность в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

К году благотворительности совместно с сотрудниками Мемориального музея Б. Пастернака был разработан социальный проект «Музей приходит на дом». Его цель - способствовать социальной адаптации населения с ограниченными возможностями. Стартовал проект 10 февраля - в день рождения Б. Пастернака. Десятиклассники лицея №1 разработали и подготовили цикл интерактивных лекций, включающих обширных наглядный материал - выездную выставку экспонатов, демонстрацию видеофильмов об экспозиции, её героях, информационные и иллюстративные стенды.

Эстафету волонтерского движения нынешние выпускники передают  подрастающему поколению лицеистов. Так рождаются традиции преемственности в нашем лицее.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: aca2902 (06.05.2010)
Просмотров: 2268 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
Праздники России
Наш опрос
Как Вы относитесь к единой школьной форме?
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Лицей №1 © 2024
г. Чистополь