РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. ЛЮБИМОВА И.В. г. Чистополь, МОУ «Лицей №1»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
ЛЮБИМОВА И.В.
г.
Чистополь, МОУ «Лицей №1»
Как
добиться результативности? Учитывая специфику 5 класса как переходного от
начального к среднему звену школы, важно заложить основы прочных умений и
навыков не только орфографических и пунктуальных, но и речевых. Учитывая
возраст пятиклассников, включаю в материалы уроков задания с элементами
занимательности («Собери рассыпавшийся текст», «Восстанови стихотворение»,
«Допиши две строки» и другие); отгадывание загадок, проговаривание
скороговорок; провожу игры-викторины, игры-соревнования; работаем в «Творческой
мастерской», глее основное внимание уделяется творческой работе обучающихся,
как при написании сочинений, так и при создании творческих и монопроектов на
грамматические темы, что делает урок эмоциональным и интересным.
Главная задача уроков развития речи -
формирование основных речевых умений, необходимых учащимся для создания любого
высказывания на определённую тему.
Так на уроке «Основная мысль текста»
формирую умения не только определить идею, основную мысль текста, но и учу
различать тему и основную мысль. Для этого подбираю соответствующие
высказывания и тексты.
Как показывает практика, в старших классах больше внимания приходится
уделять обучению написания сочинений самых разных жанров. Несмотря на то, что
пишут и сочиняют ученики много, наступает такой момент, когда сочинение для них
становится тем рубиконом, который надо перейти, так как выпускное сочинение в форме ЕГЭ -
это серьезное испытание, к которому ученики должны быть готовы. Так что волей -
неволей приходится планировать свою работу. Учитывая и тот факт, что
аттестационное испытание (за курс полной средней школы) питомцу предстоит пройти
в форме сочинения. И чем раньше поставишь перед собой задачу научить писать
сочинения разных жанров, тем интереснее и продуктивнее будет работа.
Ведущими жанрами сочинений в старших
классах становятся жанры эссе, сочинения-рассуждения, рецензии и другие.
Основной учебной целью с 7-го класса становится обучение собственной
интерпретации, т.е. выработки собственного отношения к прочитанному, что
позволяет ученику с наибольшей полнотой и раскрепощенностью раскрыть себя, где
он в большей степени свободен в самовыражении. Когда ученик пытается понять
смысл прочитанного, а это возможно только в процессе неоднократного
перечитывания художественного текста. Готовясь к творческой работе, важно
воспитать у ученика привычку к перечитыванию особого рода - не с целю возродить
впечатления, возникшие при первом чтении, а с целью проверить их правильность,
адекватность авторскомузамыслу. «Проверка» проходит в ходе анализа
художественного текста, её результат - создание собственной интерпретации
произведения. И чтобы это открытие состоялось, необходимо показать обучающимся
неисчерпаемость художественноготекста, а это возможно лишь через
активное читательское осмысление его проблематики, которую ученик не должен
воспринимать как некую данность, он должен вступать в разговор с писателем, и
творческая работа представляет для этого самые широкие возможности. Умение
вести этот диалог - высшее читательское умение, которое призвано сформировать
уроки освоения творческой работы как жанра речевого высказывания.
От
обучающих, коррекционных уроков переходим к творчеству учащихся через
проектную, исследовательскую деятельность. Применение метода проектов с
использованием ИКТ имеет большие преимущества:
·является способом
дифференциации обучения, когда учащиеся, начиная с посильных проблем, развивают
свои интеллектуальные умения, овладевают способами решения исследовательских
задач;
·создают
возможность построения каждому индивиду собственную траекторию обучения и
самообучения, способствуют формированию компьютерной грамотности ученика,
информационной культуры в целом;
·развивает
творческие возможности учащихся;
·способствует
успешной социализации выпускников с помощью создания адекватной информационной
среды.
На подготовительном этапе проектной
деятельности при планировании обучения на год (и с 5 по 11 классы) выделяю
несколько тем, которые выносятся на проектирование. Это темы по русскому языку,
связанные с изучением разделов «Морфология», «Синтаксис» и по литературе в
разрезе «Творческой мастерской», обеспечивающие реализацию обязателного
минимума и дающие возможность аналитической, творческой деятельности
обучающихся, совершенствующие связную речь учащихся в работе с текстами разных
стилей и жанров.
При подготовке К ЕГЭ в старших классах
помогает такая форма как урок-семинар. Семинарские занятия дают возможность
реализации таких качеств, как самостоятельность, ответственность за выбранное
дело, требуют достаточно продолжительной, трудной и творческой работы,
выполненной дома и на предыдущих уроках, способствуют отбору содержания
материала, осмысленно готовят обучающихся к решению задач при выполнении
задания уровня «С».
Семинары аккумулируют умения учащихся,
приобретенные ими с 5-х классов: умение полноценно воспринимать художественное
произведение, работать с книгой (критической, научно-популярной,
публицистической, справочной, использование ресурсов сети Интернет), умение
владеть монологической и диалогической речью. создавать устные и письменные
сочинения, участвовать в обсуждении проблемы, что выводит ученика к обобщению и
систематизации знаний, а значит, дает хороший результат при сдаче ЕГЭ.
Использование ИКТ - необходимое условие
достижения нового качества результативности не только в Интернет-фестивалях,
конкурсах разного уровня, но и в процессе обучения предмету, при подготовке к
ЕГЭ. Использование современных форм контроля (КИМов, тестов) позволяет
отслеживать уровень усвоения учебного материала, выявлять пробелы в знаниях,
оперативно реагировать на возникающие трудности. Поэтому кроме тематического
контроля, зачетной системы, ввела с 5-ого по 11 класс специальные тетради «По
следам своих ошибок», в которых дети под руководством учителя,
учеников-консультантов в парной, групповой или индивидуальной работе
совершенствуют свою грамотность. В этих тетрадях отведены специальные страницы
по отрабатыванию грамматических, речевых, логических ошибок.
Позитивную
роль в этот процесс подготовки к ЕГЭ (задание уровня «С») вносят
музейно-педагогические программы. Такими программами являются: программа для
учащихся 11-ых классов «Серебряный век русской поэзии» (Страницы жизни и
творчества поэтов «серебряного века»); авторская программа «Живая повесть на
обрывках дней ... » (Отдельные страницы жизни и творчества Б.Л.
Пастернака).
Музейные уроки выступают не как
иллюстрация к полученным знаниям, а как непосредственный источник знаний,
стимулирующий познавательные интересы учащихся, способствующие всестороннему
развитию и самостоятельному поиску информации. Таким стимулом в самостоятельной
и творческой работе учащихся стал литературный вечер «И дольше века длится
день, или воспоминания современников о Б.Л. Пастернаке»,посвященный дню рождения поэта (февраль,
2006 год); урок-композиция «Образ женщины в судьбе и поэзии Б. Л. Пастернака»
(Судьба трех женщин в жизни поэта: Е.В. Лурье, З.Н. Еремееева-Нейгауз, О.В.
Ивинской - 2007 год).
Процесс социализации
личности через музей и сеть Интернет - эффективная форма, требующая не
механического усвоения материала, а творческой его переработки. Это становится
возможным через саморазвитие, развитие исторического сознания, формирование
воображения и фантазии, способности к творческой деятельности.
Наиболее эффективный способ
развития коммуникативных способностей обучающихся проектная и
исследовательская деятельность в процессе обучения предмету и воспитательной
работе.
К
году благотворительности совместно с
сотрудниками Мемориального музея Б. Пастернака был разработан социальный проект
«Музей приходит на дом». Его цель - способствовать социальной адаптации
населения с ограниченными возможностями. Стартовал проект 10февраля - в день рождения Б. Пастернака.
Десятиклассники лицея №1разработали
и подготовили цикл интерактивных лекций, включающих обширных наглядный
материал - выездную выставку экспонатов, демонстрацию видеофильмов об
экспозиции, её героях, информационные и иллюстративные стенды.
Эстафету волонтерского
движения нынешние выпускники передаютподрастающему поколению лицеистов. Так рождаются традиции
преемственности в нашем лицее.